Собираясь в путешествие на Кипр, я знала, что это – остров, в прибрежных водах которого родилась Афродита, он разделен на греческую и турецкую части, и за свою многовековую испытал влияние турецкой, итальянской, английской и разных других культур. А еще каждый путеводитель советовал: "Обязательно попробуйте мезе". При этом, значения таинственного слова никто не объяснял. Совет был размещен в разделе "Кипрская кухня", следовательно, речь шла о еде.
Скромный завтрак в отеле - хлебушек, маргарин, мюсли, яйца, джем, кофе, чай, молоко и сухие напитки, залитые водичкой - впечатлений о местной кулинарии не прибавил.
Как известно, после пляжа есть хочется особенно сильно, и, увлекаемая ароматами жареного мяса и рыбы, я отправилась на запах в поисках еды. Он струился вдоль берега из многочисленных эстиаторьон и тавэрн (рестораны), псаротавэрн (от греческого "псарья" – рыба. Это рестораны "Дары моря", где основные блюда готовят из морепродуктов), псистарья (рестораны-гриль), узери (от греческого "узо" – это анисовая водка с неповторимым манящим вкусом. Узери - аналог рюмочной, где подают узо, пиво и разнообразные закуски).
Киприоты оказались очень гостеприимными, доброжелательными, вежливыми людьми, уважающими своих гостей. Они обязательно здороваются, когда ты заходишь в их ресторан или магазин, прощаются, когда покидаешь его, и благодарят, даже если ты ничего не купил, искренне улыбаясь. Типа, спасибо, что зашли и оказали внимание моему магазинчику. И ты реально ощущаешь, что они слегка сожалеют о расставании. Они не навязываются, ведут себя с достоинством и тепло. Вспомните, как это происходит у нас.
С каждым шагом, а, вернее, с каждым следующим умопомрачительным запахом, крупная надпись "МЕЗЕ" на стендах с меню становилась все заметней и ярче. Меню были на множестве языков, и, пробегая по греческо-англо-польско-французско-разным другим строчкам в поисках русского, взгляд непременно цепляло это таинственно название.
В первый день я ограничилась жареной каракатицей, залитой лимонным соком и картошкой (о которой - отдельный разговор. Это очень-очень вкусно. У нас такая не рождается). И краем глаза наблюдала, как к развеселой компании за соседним столиком постоянно подплывали официанты, принося очередное блюдо, встречаемое сначала с большим энтузиазмом и оживлением, потом с восторгом, дальше - с сытым интересом, а к самому концу – со вздохом облегчения.
Было удивительно, почему эти люди так много едят, я подумала, что, наверное, это какой-нибудь праздник. Чувствовалось, что посетители довольны, им хорошо и сытое блаженство растекается по их утомленным телам.
А вот на мою каракатицу, видимо, не хватило поварского внимания, потому что кончики ее щупальцев напоминали угольки. Наблюдая за чужим праздником, я чуток расстроилась, но, получив после ужина в подарок от повара десерт - огромный молодой грецкий орех и еще какой-то фрукт, сваренные в сиропе и слегка им политые, я простила все. Это было самое правильное окончание трапезы, когда солоноватый привкус морепродуктов и картофеля сменил отчетливый, чуть сладкий и строгий след экзотического варенья.
Аплодисменты!
Вообще, в Греции и на Кипре принято благодарить своих посетителей за трапезу, вас могут угостить ломтиками арбуза или дыни, веточкой винограда, рюмочкой ликера, бренди или вкусного вина.
А если вам захотелось попить воды, то ее тоже не включат в счет, угостив вас, и даже могут охладить ледяными кубиками. Приятно.
Тогда я не придала особого значение увиденному за соседним столом, но позже, когда сама решилась попробовать, что же такое - это таинственное "мезе", поняла, что наблюдала именно эту церемонию.
Нельзя дать рецепт мезе, потому что этим словом называется не какое-то определенное блюдо, а кулинарное представление, церемония, которая состоит из большого количества блюд, от 15 до 20.
Мезе бывает рыбным или мясным. Некоторые повара готовят и смешанные варианты мезе, но это уже большое отступление от традиций. Если вы решитесь на этот пир, советую вам приготовиться заранее – нагулять аппетит и собрать компанию, потому что приготовление мезе – дело трудоемкое и долгое, и меньше, чем для двоих очень голодных путников, затевать грандиозный банкет смысла нет.
И вот заказ сделан. Рыбное мезе. Жду и даже чуть-чуть волнуюсь, что же нам принесут?!
Появляется первое блюдо. Лунки большой салатницы наполнены семью разными закусками. С виду они отличаются консистенцией (кремообразные и нарезанные кусочками) и цветом.
Пробуем.
Первый салат - из печеных баклажанов, брынзы, чеснока, оливкового масла, лимонного сока и йогурта, взбитых в остренькое пюре. Послевкусие чуть горьковатое и покалывающее, густо-сырное, просит продолжения. Вы будете вспоминать это неповторимое ощущение спустя годы и вам наверняка захочется попробовать его снова.
Второй – маринованная свекла, нарезанная кубиками. Вкусно. Кушать захотелось еще больше.
Потом – кубики вареного картофеля (имеющего собственный яркий, чуть сладковатый, сочный вкус), политого мягким оливковым маслом, сбрызнутого соком лимона и присыпанного зеленью. Этот салат успокаивает вкусовые рецепторы, дает им слегка передохнуть и ярче ощутить контрасты острого или пряного. Это приятный переход к следующему блюду – соусу из рыбной икры, окрашивающей густое йогуртовое пюре в розовый цвет. Он приправлен петрушкой, луком, специями, лимонным соком и оливковым маслом.
Кстати, вы, наверное, уже заметили, оливковое масло, йогурт и лимон очень часто используются в кипрской кухне.
Масло из оливок смазывает и соединяет компоненты блюд, смягчает остроту или кислоту компонентов, вы ощущаете более нежный и сочный вкус еды. Лимон обладает схожими свойствами, только он гармонизирует уровень солености и жирности блюд, оттеняя их приятной кислинкой.
Кипрский йогурт производится из овечьего или коровьего молока и гораздо лучше усваивается организмом, чем наши традиционные сметана, сливки и майонез. Конечно, вы уже догадались, что во всех рецептах используется натуральный йогурт, без добавления сахара или красителей.
Следующий салатик – йогуртно-сырная масса, приправленная чесноком и капелькой лимона, в которой неожиданно обнаружились креветки. Знаете, это как внезапно найти клад или, впервые за всю жизнь, увидеть на дне опустошенной тарелки всегда обещаемый воспитателем детского сада, но никогда не существующий в реальности, цветочек. Очень мило и радостно. Правда.
Потом переходим к горьковатому кремообразному салату, приготовленному из йогурта с возможным добавлением сметаны, сливок; и семян кунжута. Это то, чем часто посыпают булочки в России. Кладезь микроэлементов, придающих кунжуту горьковатый привкус, которым он и окрашивает этот салат.
Шестое блюдо – огуречные кубики, заправленные йогуртом, сдобренные чесноком, листочками мяты и другими пряностями. Мята освежает ощущения, охлаждает, успокаивая вкусовые рецепторы, разгоряченные остреньким, кислым или горьковатым шлейфом предыдущих блюд.
Напоследок можно закусить кусочками капусты кольраби. И съесть ломтик хлеба. Этакий барьер между салатами и тем неизвестным, что ждет впереди.
Вы еще помните, что иногда рядом со столом появляется официант? Так вот, он пришел. Принес салат из помидоров, огурцов, нарезанных дольками, маслин, репчатого лука; сдобренный оливковым маслом, каплей лимонного сока, посыпанный кусочками брынзы и пронизанный ленточками салата. Вкусно, но что же дальше?
На столе появляется картофель-фри. Это такие смачные полоски картофеля (язык не поворачивается назвать его нарезанным соломкой), по которым догадываешься, что длина картофелины составляла сантиметров 15, а то и больше.
Мы привыкли к тому, что картофель – традиционный и наиболее желанный гарнир на нашем столе. И, признаюсь, его не хватало. И в начале, и потом.
Хотя, если освободиться от стереотипов и ощутить истинный вкус того, что подают, пропитаться философией этих гастрономических сочетаний, все оказывается очень гармонично и самодостаточно.
Потом принесли небольшую тарелочку с огромными толстыми кольцами кальмара, которые были обваляны в муке, обжарены в масле и присыпаны зеленью. Четвертинка лимона, пристроившаяся рядом, намекала: "Выжми меня". Но это, на мой взгляд, было бы лишним. Кальмары на Кипре и в Греции совсем не похожи на их худосочных тихоокеанских собратьев, частых гостей наших супермаркетов. Их крупные размеры и толщина тельца при приготовлении дают возможность сохранить бОльшую сочность и нежность. Это все равно, что съесть в захудалом буфете бутерброд с прозрачной (чуть не написала – призрачной, что тоже верно) колбасой, а потом дома отрезать шикарный, в сантиметр или… ну не знаю, как там у вас, ломоть и ощутить НАСТОЯЩИЙ вкус. И кайф.
Но и с кальмарами покончено.
На столе появился осьминог… или каракатица? Простите, уважаемые читатели, не расшифровала. Это морское чудо было порезано на кусочки и тушилось в винно-фасолевом соусе. И соус, и слегка пружинящие на зубах кусочки мяса, оставляли райский след в душе (и в желудке). Вкусно. Советую.
И вот то, что я очень ждала! Принесли тарелку с огромными креветками, закуской для которых были дольки сырых огурцов и моркови, там же разместились и мидии, которые лежали в половинке раковины и чтобы разъединить их, надо было аккуратно поддеть мидию вилкой, не разбрызгав при этом чесночный соус, который своим остро-сырным вкусом замечательно оттенял сладковатый вкус моллюсков. Операция по разделению прошла успешно и оказалось, что мамы-раковины мидий изнутри – перламутровые. Ощущаешь себя королевой, ведь ешь из настоящей драгоценности! Праздник!
А потом официант пришел с самым таинственным блюдом. Вокруг лимонной дольки лежало два жареных пирожка и два мешочка из теста с начинкой, перевязанных такой же ленточкой-лапшой.
Из пирожков торчали когти.
Как потом объяснили знающие люди – морское чудище с когтем – это омар, а пирожок приготовлен из кукурузной муки. Внутри мешочка, изготовленного из теста "фило" (тончайшее рисовое, оно иногда складывается в несколько слоев, чтобы не прорвалось) – креветки.
Вкусно, конечно, но гораздо большее впечатление производит загадочный вид блюда.
Следующей стала жареная рыбка, этакая мини-акула с характерной мультяшной улыбкой. Мы ее слегка поковыряли, но, думаю, вы уже догадались, места для нее почти не осталось.
А потом появился официант и мы со вздохом посмотрели на мелкую жареную рыбешку, сиротливо свернувшуюся после жарки на тарелочке, ее было жалко, но сил не было совсем. Отвергли.
После этого думаем: "Ну, все, долг выполнен. Сейчас можно рассчитаться и отползать домой". Ну-ну.
Благодарные хозяева принесли нам веточку винограда. Какое же мезе без десерта?! И, как ни странно, он оказался очень кстати. Сладковато-кислый вкус завершил гармоничную картину вкусовых восторгов. Уф. То есть, ура! Все! Победа.
Мы побрели домой по густой южной темноте. А вы как думали?! Мезе – это испытание не на один час.
Внутри было полно и тепло. Хотелось спать. И совсем не хотелось есть. Тогда казалось, что уже не захочется никогда.
И теперь мне постоянно очень хочется вернуться на Кипр и испытать все снова. А вам?!
Наталья Грекова